Размещение запорно-регулирующей арматуры

Ручная запорно-регулирующая арматура систем центрального отопления подразделяется на муфтовую и фланцевую. Муфтовая арматура (с внутренней резьбой на концах для соединения с трубами) устанавливается на трубах с условным диаметром прохода не более 40, иногда 50 мм; фланцевая арматура (с фланцами на концах) - при условном диаметре 50 мм и более.

Размещение запорно-регулирующей арматуры

Еще раз отметим, что на подводках к приборам систем низкотемпературного водяного отопления устанавливают: при двухтрубных стояках - краны, обладающие повышенным гидравлическим сопротивлением; при однотрубных стояках - пониженным сопротивлением. В первом случае повышение сопротивления крана способствует равномерности распределения воды по отопительным приборам, во втором - понижение сопротивления обеспечивает затекание в приборы большей части воды от общего расхода ее в стояках, что увеличивает плотность теплового потока приборов.

Распространенные в настоящее время краны двойной регулировки с полой пробкой для двухтрубных систем низкотемпературного водяного отопления обладают существенными недостатками: сравнительно малым сопротивлением и нерациональной (круто изогнутой) «кривой дросселирования» Повышенное сопротивление протеканию воды эти краны оказывают лишь при почти полном их закрытии (на 90-95%). Малая «глубина» дросселирования пробковыми кранами не позволяет осуществлять эффективное регулирование распределения воды по отопительным приборам.

У кранов двойной регулировки типа «Термис» устранены эти недостатки - возрастание величины дросселирования у них пропорционально степени закрытия отверстия для протекания воды, но вследствие усложненной конструкции возможно быстрое их засорение, если не обеспечивается достаточная чистота (отсутствие примесей) циркулирующей воды.

Пробковые краны двойной регулировки можно использовать в малоэтажных зданиях, где слабо проявляется влияние естественного циркуляционного давления на распределение воды по приборам. В много этажных зданиях при двухтрубных системах водяного отопления применяют краны повышенного гидравлического сопротивления типа «Термис» или КРД (по ГОСТ 10944-64). Это позволяет создавать достаточное противодействие нарушению расчетного распределения воды по приборам под увеличенным и вместе с тем переменным влиянием естественного циркуляционного давления.

Кран регулирующий дроссельный (КРД) представляет собой сочетание дросселирующей диафрагмы с клапаном вентильного типа (как и кран «Термис»), но клапан на конце снабжен иглой для прочистки диафрагмы. Калиброванная конусная диафрагма (диаметром 2-6 мм), расположенная в седле корпуса вентиля dу=15 мм, обеспечивает необходимое сопротивление протеканию воды, аналогично создаваемому при первой (монтажной) регулировке крана «Термис». Зависимость потери давления Δp, Па, в кране КРД от расхода воды G, кг/ч, выражается формулой:

Δp=S*G2,

где S - характеристика сопротивления крана, зависящая от диаметра диафрагмы, Па/(кг/ч)2.

image039

Кран повышенного гидравлического сопротивления

1 - калиброванная конусная диафрагма; 2 - запорно-регулирующий клапан.

Игольчатый клапан, кроме прочистки диафрагмы, обеспечивает вторую (эксплуатационную) регулировку теплопередачи отопительного прибора и может плотно закрывать кран.

image040

Схемы действия трехходового крана в однотрубном стояке

а - вода из стояка 1 полностью протекает в отопительный прибор через подводку 3 (пробка 4 крана перекрывает обходной участок 2): б - вода частично затекает в отопительный прибор, в -- вода обходит отопительный прибор (пробка 4 закрывает подводку 3) и протекает в обходной участок 2.

Характеристика сопротивления крана КРД, выполненного с использованием корпуса стандартного вентиля, приведена в таблице.

На подводках к отопительным приборам при однотрубных стояках с замыкающими участками размещают проходные или шиберные краны. Особенностью их конструкции является пониженное гидравлическое сопротивление.

Гидравлическая характеристика крана КРД dy=l5 мм

Номер кранаХарактеристика сопротивления S, Па/(кг/ч)2Расход воды G, кг/ч, при потере давления Δp=»3923 Па (400 кгс/м2)
14,3630
22,4540
31,0960
40,61380
50,392100
60,232130

Трехходовой (встречается также четырехходовой) кран располагают как известно, в узле соединения подводки с однотрубным стояком. Пробка крана может занимать различное положение в корпусе и регулировать количество воды, протекающей через отопительный прибор. Если пробка 4 закрывает отверстие в кране, обращенное к обходному участку 2, то вода из стояка 1 целиком протекает в подводку 3 к отопительному прибору. Это положение пробки соответствует расчетному условию для каждого отопительного прибора в проточно-регулируемом однотрубном стояке: расход воды в приборе равен расходу воды в стояке (при одностороннем присоединении приборов к стояку).

Итак, на рисунке «а» изображено расчетное (оно же и монтажное), на рисунке «б» - промежуточное положение пробки в корпусе трехходового крана при эксплуатационном потребительском регулировании теплопередачи и, наконец, на рисунке «в» - положение пробки при выключении отопительного прибора в случае перегревания помещения.

На рисунке представлена схема действия правого трехходового крана при движении воды по стояку сверху - вниз; очевидно, что этот же рисунок в перевернутом положении будет изображать схему действия левого крана при движении воды по стояку снизу - вверх.

На подводках к отопительным приборам систем высокотемпературного водяного и парового отопления из-за «прикипания» пробки краны заменяют вентилями, хотя гидравлическое сопротивление их во много раз превышает сопротивление кранов и такое увеличение сопротивления не всегда желательно. Вентили в системах парового отопления высокого давления устанавливают и перед (на паровой подводке) и после (на конденсатной трубе) отопительных приборов для полного их отключения при необходимости охладить или отремонтировать приборы.

На конденсатных подводках к приборам размещают также конденсатоотводчики, пропускающие конденсат и воздух и задерживающие пар.

Арматуру можно располагать также непосредственно на отопительных приборах. Известны конструкции запорно-регулирующих кранов, устанавливаемых между секциями радиаторов; при нижней прокладке обеих магистралей системы водяного отопления часто на отопительных приборах устанавливают воздушные краны.

Арматура на стояках предназначена для количественного регулирования и полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона.

Вряд ли целесообразно устанавливать арматуру на стояках малоэтажных (один-три этажа) зданий. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания).

В многоэтажных зданиях, имеющих четыре и более этажей, на стояках систем отопления (на расстоянии от магистралей не более 120 мм) устанавливают проходные краны (их также называют пробочными) и вентили. Проходные краны используют при низкотемпературной воде и ограниченном гидростатическом давлении в системе. В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа (6 кгс/см2) в нижней части стояков, проходные краны заменяют более дорогостоящими, но более прочными и надежными в работе вентилями.

Вентили ставят на стояках, так же как и на подводках к приборам, при теплоносителях - высокотемпературной воде и паре.

Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем (косых вентилей), имеющих меньшее гидравлическое сопротивление по сравнению с вентилями, шпиндель которых перпендикулярен оси трубы (прямые вентили) и в которых поток теплоносителя должен дважды изменять направление своего движения под прямым углом.

При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с отключающими кранами (или вентилями) устанавливают муфты с резьбовыми пробками (или спускные вентили).

При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривается установка спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.

На стояках можно размещать регулирующие диафрагмы (шайбы), хотя их установка сама по себе свидетельствует о невозможности применения трубы стояка меньшего диаметра, к чему всегда следует стремиться.

Арматура на магистралях необходима для количественного регулирования и отключения отдельных частей системы отопления. Для этого используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра dy≥50 мм.

Задвижка при полностью открытом затворе оказывает наименьшее сопротивление движению воды через нее по сравнению с арматурой других видов, в чем заключается преимущество этого громоздкого прибора.
В пониженных местах на магистралях устанавливают спускные краны, в повышенных местах водяных магистралей - воздушные краны или воздухосборники.

Паровые магистрали снабжаются гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.

На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней прокладкой магистралей устанавливают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда на самих стояках предусматриваются запорные краны. Горизонтальная воздухоудаляющая линия дополняется запорным краном, если она не выводится к расширительному баку.

На спускных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей систем водяного отопления устанавливают общий запорный кран у бачка для перепуска воды в канализационную сеть.

Арматура в тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.

Задвижки размещают на главных подающих и обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.

Если кроме рабочего насоса предусматривается резервный насос, то после каждого из них, кроме задвижек, устанавливают обратные клапаны. Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса.

На конденсатных трубах перед баком для сбора конденсата размещают конденсатоотводчики. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в необходимых местах.


Похожие материалы:
Новые материалы:
Предыдущие материалы:

 

Вы можете добавить комментарий:


Поиск по сайту:
Чаще всего читают статьи:
Полезная информация:
Популярные статьи: