Зарождение архитектуры древнего мира - Европа

Возвращаясь к бронзовому веку, отметим, что для начала этой эпохи в Средней Европе были характерны два типа жилищ, составлявших небольшие поселения: вырытые в лёссе круглые в плане, ульевидные в разрезе дома и наземные прямоугольные в плане дома с плетневыми стенами, обмазанными глиной.

архитектура древнего мира

В Бретани в этот период также существовали свои два типа жилищ: выкопанные в земле, покрытые коническими крышами, и наземные круглые со стенами, выложенными из камня. Рядом с поселением, состоявшим из таких домов, устраивалась ограда для загона скота. Жители такого поселка занимались разведением скота и выращиванием злаков.

На территории современной юго-восточной Испании жилые дома иногда имели два этажа, а поселения были окружены высокими каменными стенами.

архитектура древнего мира

Широкое распространение в бронзовом веке получили свайные постройки, италийской разновидностью которых были так называемые террамары — деревянные срубы, заполненные камнями и глиной, на которых устраивали помосты, служившие основанием для обычно круглых в плане хижин (рис.22).

Свайные постройки сооружались и в других местах: в Океании, у северных даяков на о. Борнео, в Швейцарии и т. д. Большое поселение Морш на сваях было создано в бронзовом веке на Женевском озере. Оно имело в длину до 360 жив ширину от 30 до 45 м.

архитектура древнего мира

Существенно изменили к этому времени свой характер и трипольские поселения. В связи с развитием скотоводства исчезли крупные большесемейные наземные постройки, их заменили небольшие глинобитные домики и полуземлянки.

Во II тысячелетии до н. э. здесь уже почти не встречается типичной для более ранней трипольской культуры расписной керамики. Она становится одноцветной. Распространяется керамика со шнуровым орнаментом, с оттиском веревки на поверхности изделия. Все чаще встречаются при раскопках пряслица, что говорит о развитии прядения и ткачества. Изредка встречаются изделия из железа.

архитектура древнего мира

В самом конце энеолита и в бронзовом веке появились укрепленные поселения, получившие позднее, в начале железного века, более широкое распространение, так как войны стали постоянным явлением. Примером подобного рода поселений железного века может служить древнее городище Тушемля на Смоленщине, раскопки которого были начаты в 1955 г. (рис. 23).

Площадка этого городища имеет близкое к овалу очертание. Ее длина 35 ж, ширина (в средней части) 32 м. Она занимает мыс коренного берега реки Тушемля, левого притока Сожи. Со стороны берега эта площадка была защищена пятью земляными валами и рвами. Высота самого большого вала над уровнем площадки городища составляла 3 м.

архитектура древнего мира

Общий характер жилых сооружений, их ограждений и конструктивной схемы, а также место культовой площадки видны на примере городища Березняки (рис. 24). Наряду с городищами типа Тушемля, служившими местом временного убежища от врага, существовали и так называемые пилякальнисы (Латвийская и Литовская ССР) —небольшие городища, которые были предназначены для постоянного обитания.

Особого внимания заслуживают срубные сооружения этого времени (вторая половина II тысячелетия до н. э. и начало I тысячелетия). Сюда относятся курганы, о которых мы уже упоминали как о сооружениях мемориального характера. Как и обычно, в истории развития мемориальных сооружений, их прообразом служили жилые постройки, в данном случае — рубленый жилой дом.

Курганы сооружались следующим образом. Прежде всего в земле вырывалась большая прямоугольная в плане яма, затем в ней сооружали сруб с деревянным полом. В этом срубе устанавливали еще один бревенчатый ящик, который и служил погребальной камерой. Пространство между обеими камерами иногда заполняли камнями. Затем их перекрывали двумя накатами бревен и, покрыв берестой и корой, засыпали землей, Которая образовывала холм. На вершину этого холма набрасывали камень. Так, в частности, был сооружен Пазырыкский курган, находящийся в Пазырыкской долине горного Алтая.

архитектура древнего мира

Деревянное ядро этих сооружений — сруб. Как и италийские террамары, их следует считать первым шагом на пути к созданию наземной рубленой бревенчатой постройки, обязанной своим появлением металлическому топору, но еще не доведенной в конструктивном отношении до техники многообразных современных врубок. Срубное жилище было распространено также у прибалтийских, финских и тюркских племен.

В век бронзы достигли своего наивысшего развития и сооружения из огромных камней, появившиеся еще в неолите, так называемые мегалиты: менгиры, дольмены, алиньеманы, крытые проходы, кромлехи и т. п. (рис. 25, 26).Все виды этих сооружений обычно связывают с тем или иным культом почитания предков (менгир, дольмен), огня или солнца (кромлех), тотема (бетиль) и т. д. Мегалитические сооружения нашли очень широкое распространение почти повсеместно— от Скандинавии до Алжира, от Португалии до Китая, Кореи и Индии. Очень много их встречается во Франции, в Бельгии, в СССР (особенно на Северном Кавказе), в Швеции, в Англии и Шотландии, в Греции, вдоль побережья Средиземного моря, в Тунисе, Египте и многих других странах (рис. 27).

архитектура древнего мира

Факт почти повсеместного распространения этого типа сооружений указывает на то, что они служили выражением идей, которые были общими для всех людей этой эпохи, независимо от их географического местонахождения. Такой идеей, нам кажется, могло быть стремление материализовать сознание значения своей личности, утвердить ее могущество и незыблемость, сохранить на века память о ней для потомства.

Не случайно эти камни имели огромный (особенно для подъемной техники того времени) вес и размеры. Если иметь в виду их историческую взаимосвязь с более поздними сооружениями, обладающими чертами архитектуры, то менгир — это надгробный памятник или монумент, подобный по своей идее мемориальной вотивной колонне, дольмен — это склеп, простейшая гробница, или саркофаг, а кромлех в Стонхендже — это уже храм, хотя и весьма примитивный (рис. 28).

В последнем типе мы имеем основание видеть сооружение, в котором техническая задача не только нашла определенный вид решения, но и получила определенное эстетическое воплощение, свидетельствующее об овладении строителями чувством пространства, ритма, пропорций, масштаба и формы. Такими качествами не обладают другие мегалиты, так как все они по указанным признакам и своему внешнему облику ближе к аморфным созданиям природы, чем к произведению рук человеческих.

архитектура древнего мира

Но и кромлех в Стонхендже — еще не сложившееся архитектурное сооружение, хотя и имеющее уже некоторые указанные нами его признаки. Он слишком массивен, его вертикали тяжелы по отношению к горизонталям. Техничность образа здесь преобладает над его художественностью, как и во всех без исключения других сооружениях, предшествовавших созданию кромлеха: землянках, полуземлянках, шалашах, наземных глинобитных и других сооружениях, имевших лишь сугубо утилитарное назначение. Художественная форма возникает тогда, когда утилитарная форма достигает определенного совершенства. Так было и на завершающем этапе бронзового века, и в период раннего железа, когда особенно активно стали возникать ремесла и художественная промышленность. О более элементарных формах развития пространственных представлений предшествующих кромлеху, говорят вереницы камней (рис. 29).

На усовершенствовании строительно-технических форм не могло не сказаться усовершенствование самих орудий труда, которые именно в это время становились и более прочными, и более острыми, и более удобными, благодаря чему и обрабатываемый ими материал также становился менее грубым, более красивым. Этому же, естественно, способствовала и более широкая специализация инструментов, допускавшая более тонкую обработку как основных строительных материалов — дерева и камня, так и металла (рис. 30).

архитектура древнего мира

Усовершенствованные железные орудия, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, поднятие общего уровня материального, а вместе с тем и духовного производства, как указывал Ф. Энгельс, вот что дало возможность появиться цивилизации. Достижения этой первобытной цивилизации позволили древнему строителю подняться на более высокую ступень в достижении художественного качества своих построек (рис. 31—32).

архитектура древнего мира

Так из решения чисто технической (конструктивно-строительной) задачи и последующего эстетического осмысления строительных конструкций и их деталей, а также придания созданному с их помощью сооружению определенного идейного содержания возникло художественно-техническое строительство, способное удовлетворять не только утилитарные, но и духовные потребности людей, — архитектура.

архитектура древнего мира

Наглядным примером, подтверждающим сказанное, может служить греческий мегарон, который, если рассматривать его на стадии развития, относящейся к III тысячелетию до н. э., представлял собой элементарное техническое сооружение, предназначенное для укрытия от дождя и ветра, зноя, холода и т. д., т. е. для жилья. Здесь были грубые стены, рол, дверной проем, а вместо окна — светодымовой проем над простейшего типа очагом.

Но прошли века, и это внутреннее пространство греко-италийского дома (некогда имевшее закопченные потолок и стены) стало выглядеть не только светлым, чистым, но и красивым, так как вместо грубых четырех столбов, стоявших по углам светодымового проема, появилась изящная колоннада, образовавшая архитектурное ядро атриума. Вместо очага появился художественно оформленный алтарь.

Все здесь было выполнено в радующих глаз формах, масштабах, пропорциях, колорите, фактуре и т. д., т. е. было эстетически облагорожено, и стало представлять собой, наряду с решением определенной технической задачи, ее художественное воплощение — архитектурное произведение.


Похожие материалы:
Новые материалы:
Предыдущие материалы:

 

Вы можете добавить комментарий:


Поиск по сайту:
Чаще всего читают статьи:
Полезная информация:
Популярные статьи:

Как установить водонагревательный бак - рекомендации

Как установить водонагревательный бак - рекомендации

Все работы по установке и подключению водонагревателя, можно разделить на три этапа. Это непосредственно крепления бака на стене, подключение его к холодному и горячему водопроводу, и подключение к нему электропитания.

 

Как выполнить монтаж отопления - рекомендации

Как выполнить монтаж отопления - рекомендации

В настоящее время, наиболее применяемыми являются жидкостные системы отопления. Камины и печи, а также разного рода электрические нагреватели используются как вспомогательные тепловые источники.

 

Как выбрать материал для трубопровода сжатого воздуха?

Как выбрать материал для трубопровода сжатого воздуха?

Для изготовления трубопроводов сжатого воздуха могут быть использованы несколько материалов.